Церковь стремится в школу

24.01.2015

В четверг в Госдуме впервые выступил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из речи клирика стало понятно, что церковь по-прежнему хочет нести слово божие в школах, причем чем больше, тем лучше. Однако это желание разделяют не все.

Священнослужитель в своем выступлении не только предложил противостоять "современным псевдоценностям" и отменить бесплатные аборты, но и затронул тему школьного образования. В частности, Кирилл считает, что курс "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ) должен быть расширен на все годы обучения. Сегодня на данную дисциплину отведено 34 академических часа, преподавание ведется в четвертых классах. При этом родители учеников могут выбрать один из шести модулей: основы православной культуры, основы ислама, иудаизма, буддизма, а также мировые религии или светская этика.

Между тем, в последнее время активное вхождение религии в школу вызывает все больше и больше недовольства. Так, в 2012 году скандал разразился в Подмосковье. Жители поселка Менделеево были возмущены тем, что во время торжественной линейки, посвященной Дню знаний и началу учебного года, был организован церковный молебен. Возмущенные внештатным обрядом родители даже обратились в прокуратуру.

Еще один показательный случай произошел в городе Миасс Челябинской области. Здесь в 2013 году родители учеников одной из средних школ оказались недовольны, что их чад обязали посещать факультатив "Основы православной культуры" вне зависимости от вероисповедания и национальности. Мамы двух первоклассниц подали по этому поводу гражданский иск А ведь были еще и планы по открытию в учебных заведениях молельных комнат. В итоге в прошлом году Московской городской епархииразрешили бесплатно арендовать школьные помещения для проведения в них воскресных школ.

Прошедшее празднование православного Крещения не обошлось без очередных историй. Известный театральный критик Елена Вольгуст на своей странице в Facebook поведала о разговоре с мамой одной из учениц обычной средней школы, расположенной в Московском районе Петербурга. Женщина жаловалась на то, что ранним утром класс был обязан явиться в церковь на богослужение. После этого последовали уроки. В итоге ребенок слег с температурой.

Опрошенные "Росбалтом" директора и завучи петербургских школ в свою очередь говорят о том, что курс "Основы религиозной культуры и светской этики" читается исключительно как культурологическая дисциплина. Ребятам не навязывается та или иная религия.

Директор школы №211 имени Пьера де Кубертена, которую в свое время закончил губернатор Георгий Полтавченко, известный своей набожностью, Людмила Бабаева рассказала, что курс ОРКСЭ преподается в части модуля "светская этика". Именно это направление выбрали родители четвероклассников. По словам директора, как таковые религиозные праздники в школе не отмечаются, но про них рассказывается на уроках. Какие-либо религиозные деятели ребят не посещают. Школа абсолютно светская.

Но есть в городе и учебные заведения, которые уже в названии подчеркивают свою причастность к религии. Например, в Выборгском районе существует Медицинская гимназия с православным воспитанием детей. Ее директор Анатолий Поляков рассказал, что курс "Основы религиозной культуры и светской этики" у них преподается по министерским стандартам. Родители при этом выбирают православное направление. Соответственно, ребята постигают религию по учебнику протодиакона Андрея Кураева.

"Мы можем использовать в учебном процессе только программу, утвержденную Министерством образования в России", подчеркнул Поляков.

По его словам, гимназия называет себя православной потому, что основной акцент в ее стенах делается на традиционные нравственные ценности.

"В чем заинтересованность родителей, которые приходят к нам устраивать своих ребят? Они хотят, чтобы дети их уважали. Чтобы в старости их не сдали в дом престарелых, чтобы не подвергли родителей эвтаназии. Это распространено на Западе. По словам взрослых, они не хотят, чтобы в рамах толерантного воспитания их детям показывали убийство жирафа Мариуса. Ведь когда его убивали, говорили о гуманистическом подходе: что у жирафа не было подруги, он мучился, пришлось его убить. Православное воспитание заключается в том, что ребенка приучают к обязанностям. К тому, что надо чтить своего отца и мать. Еще одна заповедь труд. Исходя из этих двух заповедей мы и строим свой воспитательный процесс", рассказал Поляков.

Директор отметил, что в школе нет проблем с набором: на одно место претендуют сразу 30 человек. При этом родители учеников выступают за то, чтобы количество часов курса ОРКСЭ было увеличено. Но сделать это невозможно, так как на все есть образовательный стандарт.

В том, чтобы отвести учеников в храм, Поляков не видит ничего предосудительного. Другое дело, что перед этим мероприятием педагог должен написать рабочую записку, в которой ему придется описать все детали маршрута и программу похода.

"Это называется внеурочная деятельность. Предложение рассматривается на педсовете. Если педагогический коллектив считает, что это мероприятие действительно полезно, то принимается положительное решение. Так происходит и во всякой другой школе", заметил Поляков.

Школа №44 специализируется на изучении восточных языков китайского, японского и корейского. Кроме того, недалеко от нее расположен дацан. Однако, как выяснилось, это не означает, что в рамках курса ОРКСЭ здесь предпочтение отдается знакомству с буддизмом. В прошлом учебном году родители учеников выбрали изучение православия. В этом году пришлось формировать сразу две группы: первая знакомится со светской этикой, вторая с православием.

По словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы Елены Фесенко, она помнит только один случай, когда в школу пришел священнослужитель. Им оказался православный батюшка. Прежде, чем выступить перед учениками, он предварительно оповестил о своем желании педагогов и родителей.

"В пяти минутах от нас находится дацан. Наши учителя могут в него пойти и договориться об экскурсии. Но она будет носить чисто информационный характер. Такую же экскурсию можно организовать и в православный храм", отметила Фесенко.

В кронштадтской школе №422 констатируют, что в последние годы увеличилось количество родителей, которые для своих детей выбирают православный модуль. Прежде акцент делался на светскую этику. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Асанова сообщила, что если будет желание, то учителя школы смогут прочитать курс и по основам ислама, и по основам буддизма. В этом плане никаких проблем возникнуть не должно. Педагоги прошли 72-часовые курсы в академии постдипломного образования.

"Курс носит именно культурологический характер. Школа светское заведение. Если учитель хочет повести ребенка в храм, то предварительно надо получить согласие родителей. Мы всегда в таких случаях сначала собираем родителей и заручаемся письменным согласием. Принудительно никого мы на экскурсию не ведем. Какого-то массового празднования религиозных дат у нас нет. Но, например, в рамках предмета ребята должны узнать, как отмечается православными Пасха", рассказала Асанова.

Директор гимназии №261 Инесса Петренко также подчеркивает, что курс ОРКСЭ имеет исключительно культурологическую направленность. В этом году в школе ведется преподавание сразу по трем модулям: мировым религиям, православию и светской этике.

"Учителя действуют исключительно в рамках утвержденных программ и учебника. Это не религиозный курс. Он носит абсолютно светский характер", отметила она.

А вот депутат законодательного собрания Петербурга, преподаватель истории Максим Резник высказал абсолютное непонимание того, почему церковь так настырно проникает в школу.

"Есть вера, а есть знания. Вера важная вещь, но я преподаю знания. Если меня заставят преподавать веру, то я просто покину школу. Учителя могут сами разобраться, что надо преподавать. Те же религиозные библейские сюжеты можно изучать в рамках курса литературы. То, что церковь лезет в школу, это возмутительно", заявил Резник.

Депутат Борис Вишневский также считает, что в светском государстве предложение увеличить часы курса основ религиозной культуры нельзя считать приемлемым. Не стоит путать общеобразовательную школу с церковно-приходской, пояснил он. Религия должна присутствовать в учебных заведениях только факультативно.

"Такие предметы нельзя навязывать. Так же как нельзя устраивать утренние сборы детей с последующим походом на богослужение. Это нарушение принципа светского государства. Вспомните, с чего начинался наш сегодняшний строй. 1917 год отделение церкви от государства и церкви от школы. Мне кажется, что было бы не плохо об этом помнить. К тому же нет религиозной культуры. Есть культура русская, французская, итальянская, испанская, еврейская. Понятие культуры не религиозное, а национальное. В этом плане полезнее было бы изучать основы мировых религий. У нас же все это напоминает уроки закона божьего", рассказал Вишнеский.

Депутат считает, что если ребенок растет в православной или мусульманской семье, то он будет знать основы своей религии и без школьных учителей.

Кроме того, парламентарий напомнил, что в последнее время много говорится о том, что школьники испытывают большие нагрузки. Под это дело сокращаются часы по изучению естественнонаучных дисциплин и иностранных языков. На этом фоне желание ввести девятилетний религиозный курс выглядит странным. Трудно представить, что выпускник такой школы будет востребован на рынке и приспособлен к современному миру.