Для понимания вопроса широкого распространения христианства и, в частности, довольно быстрого его проникновения в Римскую империю, необходимо обратиться к истории его возникновения и развития, согласно имеющимся документальным свидетельствам и сопряженными с ними легендами.
Первые нотки учения о христианстве возникли на ближнем востоке. В самом начале это была некая смесь христианства с иудаизмом. Далее наметилось продвижение христианского вероисповедания на запад. Первыми приняли христианство образованные греки мягкого нрава. Тем более, что греческая речь была распространена и среди евреев.
Даже евангелия была написана на греческом языке. В этот период в Риме наличествовало совершенно незначительное количество христиан.
Однако эта религия привлекала все большее число заинтересованных лиц. В начальной стадии на себя обращало внимание отсутствие в христианском учении разделения людей по происхождению. Со слов апостола было четко и понятно, что христианство в своей основе не делает различия между эллинами, рабами, свободными, именуя всех братьями во Христе.
Вначале так оно и было. Христиане составляли почти дружеские общины, в которых они сходились для молитв и бесед, как правило вечерами, памятуя о Тайной вечере Христа. В ходе братской трапезы члены общины причащались. Впоследствии причастие все чаще переносилось на утро, следующее за трапезой. Трапезы составлялись благодаря общим взносам, при этом имущие христиане прибавляли дополнительные дары, сотворив благое дело во имя Христа и ради очищения души.
Спасением души считалось также и освобождение, путем выкупа, раба из неволи. В начальном христианстве было много споров и кривотолков по поводу догматов и правил, но вера в жертву во имя искупления, принесенную Христом за грехи человеческие, была единой для всех.
Чем плотнее христиане обосновывались в Риме, тем яснее становилось правящей верхушке, что именно христианская церковь в состоянии дать всем жителям и новую религию со всеобщим единением, и понятную всем общую веру. Тем более, что уже наметились масштабные объективные показатели принятия христианства всеми представителями народонаселения Римской империи.