Из истории развития государства и общества видно, что христианство проходило различные этапы на пути своего становления. Однако периоды отдельных спадов не останавливали его уверенного поступательного движения к завоеванию все новых и новых приверженцев. Причины непродолжительных кризисов были удивительно различными.
Например, несомненной ошибкой следует считать назначение на служение в церкви Балканского региона епископов, которые в своем большинстве абсолютно не знали даже в ближайшем приближении языка народонаселения, для которого собирались проводить церковную службу и читать проповеди. От такого подхода христианская церковь, естественно во многом проигрывала. Это привело к значительному количественному сокращению христиан.
В отдельных регионах христианская религия и вовсе бесследно исчезла.
Самым существенным кризисом, который претерпела христианская вера, следует считать период Реформации. Ее началом можно считать тысяча пятьсот семнадцатый год. Протестантизм развивался по нескольким направлениям. К самой первой форме реформации относится лютеранство. Она прямо соотносится с проповедником Мартином Лютером, который явился идеологом и вдохновителем этого протестантского направления. Его главный смысл состоит в том, только христианская вера оправдывает человека и его поступки. Иные католические церковные догматы полностью отрицались последователями лютеранства.
Другой активной формой протестантизма того времени было учение Жана Кальвина. Он упорно, с присущей ему горячностью доказывал всем и вся, что Бог в действительности един. Это течение протестантизма так и получило наименование – кальвинизм. Следуя своему основоположнику, кальвинисты воспринимали учения, оставшиеся после католической церкви Рима. По их мнению, эти позиции достаточно четко и ясно изложены в Библии.
В некотором смысле Реформация оказала неоспоримое положительное воздействие на христианскую религию. Появление протестантских конфессий влило свежую кровь новаторства и гарантировало дальнейшее развитие христианства.