Вполне естественно, что христианская церковь, как и любое другое общественное образование, не могла сколько-нибудь долго существовать в виде дружеских общин. Об этом очевидно свидетельствует нынешняя иерархическая система. Но происходил этот переход далеко не сразу. Основные характерные изменения происходили во втором веке нашей эры.
Именно в этот период все заметнее становится разница между обычными христианами и теми, кто превратил службу церкви в профессию. В некотором смысле это были первые плоды апостольских учеников.
Все больше возвеличивалась личность церковного служителя, особенно это касалось епископов. А ведь вначале христианство не предусматривало никаких обособленных званий и должностей для священнослужителей. Все приверженцы Христова учения просто шли к людям и проповедовали его без каких-либо особых условностей.
Когда в каком-то населенном пункте появлялось значительное число христиан, то они просто собирались на молитвенные сборы и делились знаниями христианства, преломляя хлеб. Эти общины были довольно малы и не требовали специальных проповедников. Любой христианин мог поделиться собственными мыслями.
По мере роста христианских общин, апостолы проводили рукоположение избранных в них старейшин, которые далее стали именоваться епископами или пресвитерами. Для хозяйственного служения в общинах избирались диаконы. Этот бесхитростный порядок характерен для христианства апостольского периода.
Рост количество членов общин привел к тому, что к проповедованию допускались уже не все подряд, а лишь те, которые, по мнению большинства членов общины, получили на служение дар божий. Это не считалось чем-то особенным, а было таким же способом служения Господу, как и посещение больных, утешение скорбящих и прочие благие деяния.
Никто еще не помышлял о выделении особого привилегированного сословия священнослужителей, такая мысль была чужда Христову учению. Но во втором веке нашей эры появились определенные изменения. Была внедрена трехступенчатая система для служителей церкви. Епископы наблюдали за несколькими общинами, пресвитеры руководили общинами, а диаконы им помогали. А дальше постепенно все пришло к нынешнему укладу.