Всякая религия, любое учение проходят в своем развитии различные этапы. В зависимости от места, времени и других факторов, могут происходить изменения в их социальной и политической ориентации. И христианство подтверждает эту истину в полном объеме.
В начале своего пути, когда христианство только завоевывало позиции, его сторонники испытывали на себе серьезные гонения. В этот период христианство многие определяли, как вера бедняков. И христианские общины этого периода в подавляющем большинстве составляли обездоленные и малоимущие классы.
Народ искал себе утешения в пище духовной, которую ему давало христианство.
Однако ситуация неуклонно менялась. Постепенно христианское вероисповедание получило поддержку у римского государства. К четвертому веку христианство было окончательно принято в высших кругах и провозглашено, как государственная религия на всей территории Римской империи.
Вместе с тем рано было еще говорить, о кардинальном улучшении положения христиан. Еще не миновали времена сомнительного отношения римских правителей к новой религии. Сборы обычных общин и союзов вызывали подозрение и поводы определить их как сбор заговорщиков. Опаску вызывали любые многочисленные сборища и толпы. Во всем мерещились заговоры.
В результате поступательного движения христианство, как религия получила-таки высокий статус, а вместе с ним изменилась и ее социальная ориентация. Постепенно из религии угнетенных христианство превращалось в религию угнетателей. Христианские общины в лице своих предводителей стали активно агитировать своих сторонников к повиновению власти.
Далее христианство стало на путь принятия новых догм и новых моральных принципов, которые были им беззастенчиво позаимствованы из древнегреческой философии, в частности у Сенеки. Так или иначе, а христианская религия окончательно стала поддерживать действующие властные структуры. Христианская философия во многом способствовала становлению и развитию любого нового государственного аппарата, помогая держать в повиновении широкие народные массы.