Карманная церковь Порошенко

31.08.2014

Сейчас, наверное, никто уже и не вспомнит, но это было: в рамках своей предвыборной кампании Петр Порошенко молился на Пасху не только в канонической церкви, но также у непризнанных мировым православием раскольников из самопровозглашенного Киевского патриархата и униатов из Украинской Греко-католической церкви. Везде одинаково усердно. А ведь по церковным канонам только за это он уже подлежит анафеме.

Но вот, что особенно интересно: тогдашний кандидат в президенты Порошенко на встрече со своими избирателями во Владимире-Волынском пообещал всячески способствовать созданию так называемой Единой помесной украинской церкви (ЕПУЦ), что, по сути, означает вытеснение с территории государства церкви Московского патриархата.

И новому украинскому президенту наверняка удалось бы в сжатые сроки осуществить задуманное, если бы духовный предстоятель вотчины клана Порошенко Виннитчины митрополит Симеон был бы избран митрополитом Киевским и всея Украины. Но порошенковский кандидат получил всего один голос поддержки, тогда как митрополит Онуфрий удостоился во втором туре 48 голосов иерархов и одержал убедительную победу.

Впрочем, основная борьба у владыки Онуфрия еще впереди. Борьба за его Церковь. Новоизбранный митрополит Киевский не боится перечить властям он открыто критикует Евросоюз и призывает немедленно остановить войну на Донбассе. В своем интервью пресс-службе УПЦ МП накануне избрания владыка Онуфрий вполне недвусмысленно дал понять, что, в отличие от властей, Церковь видит в людях на Донбассе не сепаратистов и террористов, а православных ополченцев.

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий: Мы призываем и православных военных, и православных ополченцев не совершать грех убийства, не ожесточаться, искать взаимопонимание, уступать друг другу, вести диалог. Христос это мир. И все, кто с Ним, должны прекратить братское кровопролитие. [] Европа показывает нам уже конкретный пример жизни без Христа. Там не обращают внимания на заповеди Господа, на Его запреты. Наоборот, там все более поощряется вседозволенность.

В условиях пылающей в Украине идеологической войны слова митрополита Онуфрия смело тянут на статью о сепаратизме. А ведь его подержали более половины всех самых влиятельных представителей духовенства УПЦ Московского Патриархата. Свидетельствует ли это о том, что революция и последовавшая за ней гражданская война разделили не только украинское общество, но и духовенство?

Причем, в случае с самопровозглашенным Киевским патриархатом УПЦ и Украинской Автокефальной Православной Церковью в плане идеологии все было понятно изначально: полная поддержка евроинтеграции Украины, подогревание ультранационалистических и русофобских настроений в обществе, благословение АТО. Словом поддерживается все, что прикажет политическое руководство страны.

Совершенно никаких иллюзий не возникало и по поводу позиции, занимаемой Украинской греко-католической церковью, чьи священники в своих проповедях то и дело грешат откровенным экстремизмом и человеконенавистничеством. Впрочем, Бог им судья. Вот только, как быть с многомиллионной паствой, которая доверчиво внимает духовным наставлениям, пропитанным ненавистью и злобой?

Вот, например, что на днях заявил греко-католический капеллан Андрей Зелинский, окормлявший участников АТО на передовой под Славянском:

Мы никогда не были настолько едины, как сейчас. Нас связывает подвиг солдата. Эпос Великой Отечественной войны стал идеологическим фундаментом в СССР. Сегодня рождается эпос для истории новой Украины. Лишить человека жизни один из самых тяжелых грехов. Но мы живем в мире, отмеченном злом, и должны искать способ ему противостоять. Это делают наши военные. Они на передовой не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защитить свой народ.

О кровавой бойне, разворачивающейся в Луганске и Донецке этот, с позволения сказать, священник рассуждает как о неизбежной необходимости и совершенно спокойно благословляет людей на убийство их соотечественников. Так же поступали и духовные предшественники капеллана Зелинского в далеком 1943-ем на Волыни, когда святили топоры и вилы, заточенные на мирных поляков.

К слову, новоизбранный митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий знает о тех страшных временах не понаслышке. Пребывание в непростые послевоенные годы на Западной Украине, где тогда свирепствовали головорезы УПА, позволило владыке Онуфрию составить представление о тех событиях не по пропагандистским брошюркам или преисполненным советской идеологии учебникам.

Митрополит видел все своими глазами, а потому хорошо понимает, к какому концу подталкивают Украину ультрарадикальные националисты, развязавшие в нашей стране братоубийственную бойню. И говорит митрополит обо всем этом, руководствуясь не какими-либо политическими соображениями и симпатиями, а стремлением к правде и справедливости.

Как и 24 года назад, в 1990-ом, когда не убоялся открыто выступить против попыток киевского митрополита Филарета (Денисенко) втянуть УПЦ в политические игрища и отделить ее от Русской Православной Церкви. Разгневанный Филарет грозил тогда непокорному архиерею Онуфрию всякими карами и даже сместил его с черновицкой кафедры.

Правда позже на кафедре Онуфрия восстановили, а сегодня он митрополит Киевский и всея Украины, тогда как Филарет, напротив, был низвержен из сана, позднее предан церковному суду, отлучен от Церкви и утратил всякий авторитет у верующих.

В принципе, само по себе избрание митрополита Онуфрия предстоятелем УПЦ следует расценивать как личное поражение на духовном фронте президента Петра Порошенко и всей нынешней украинской власти. На живых примерах УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ не сложно убедиться в том, что правящему режиму нужны не духовные пастыри для народа, а, как кто-то очень точно выразился замполиты в рясах.

Противоречия при складывающихся обстоятельствах неизбежны. Избрание митрополита Онуфрия это протест церковных кругов против текущего политического курса, то есть против продолжения войны. Новую украинскую власть церковь интересует исключительно как средство для политических интриг. Чтобы выжить, режиму Порошенко крайне необходимо иметь под рукой некую карманную церковь и марионеточного первоиерарха. Все это очень хорошо укладывается в концепцию Единой помесной украинской церкви.

Но митрополит Онуфрий марионеткой никогда не был и вряд ли когда-нибудь ею станет. Порошенко уже давно вынашивает планы слить воедино УПЦ МП с псевдоцерковными политическими группировками. Кстати, этого же в свое время добивался и кум Порошенко Ющенко. То, что при таком повороте Церковь попросту перестанет быть Церковью, политиков не волнует. И не удивительно. Ведь они всего лишь трансляторы чужой воли к сожалению, далеко не народной.