Религиозный обозреватель Foreign Affairs Виктор Гаэтан предложил свойанализпричин, по которым Римский Папа Франциск встретился с президентом РФ Владимиром Путиным, несмотря на жёсткие протесты Вашингтона и лидеров ЕС.
Немного об авторе. Виктор Гаэтан является корреспондентом Национального католического регистра и несколько лет работал в службе католических новостей. Ассоциация католической прессы Северной Америки несколько раз присуждала ему первую премию за его статьи. Из этого ясно, что Гаэтан является правоверным католиком, поэтому цель его статьи оправдать Папу в глазах западной общественности.
Название у статьи характерное: Понтифик и изгой. И сразу в голове появляется картинка униженного и всеми презираемого Путина и великодушного и милосердного Франциска. Тем более, что официально нынешний Понтифик в своём апостольском послании Evangelii Gaudium (Евангельская радость) главной концепцией своего папства назвал помощь бедным и тем, кто пребывает в страхе и тревоге.
Так чтопервая причинавстречи это возможность на деле показать своё великодушие и милосердие. Одно дело общаться с малолетними преступниками или беднотой, которых и без того все жалеют, а другое дело встреча с человеком, которому приписывают разные злодеяния. Если уж в западной прессе Путина давно сравнивают с Гитлером, то и встречу Папы с ним воспринимают соответствующим образом. Оценка этой встречи неоднозначна, что у нас, что на Западе. Одни только либералы согласны в общем мнении, что Папа сильно вредит своему имиджу, встречаясь с Путиным.
Вторая причина, по которой Папа не отреагировал на грозный окрик из Госдепа, заключается в политическом расколе между Вашингтоном и Ватиканом, случившемся в 2003-м году, когда Римский Папа Иоанн Павел II выступил с громкими протестами против интервенции войск США в Ирак. Он даже послал личного представителя кардинала Пио Лаги для переговоров с Джоржем У. Бушем-мл. 5 марта 2003. Переговоры остались безрезультатными, а вторжение США стало катастрофой для христиан на Ближнем Востоке. Древние общины и святые места были разрушены, миллионы стали беженцами, епископов убивали, а католические благотворительные организации оказались перегружены работой. С точки зрения Ватикана, те же люди, которые ратовали за вторжение в Ирак, сейчас поддерживают военную эскалацию на востоке Украины.
Может ли Ватикан позволить себе такое жёсткое противостояние с Вашингтоном? Может, если вспомнить, что пока в США разбираются с убийствами чернокожих, юг страны активно заселяется латиноамериканскими мигрантами. В некоторых местах их уже больше половины от всего населения. Латиноамериканцы традиционно являются католиками, а, следовательно, слово Папы для них имеет большой вес. А если учесть, что сам Франциск родом из Аргентины, то становится ясно, что Католическая Церковь имеет в США очень серьёзную группу влияния.
Поэтому Святой престол может позволить себе вольности и хвастаться тесным сотрудничеством с Белоруссией, глава которой, Александр Лукашенко, давно считается последним диктатором Европы и персоной нон-грата во многих западных странах.
Третья причиналогично вытекает из предыдущей, и связана она с сирийским конфликтом. В 2013-м году США обвинили Башара аль-Асада в применении химического оружия, что вызвало гибель 1400 человек. Вашингтон стал уже планировать военную операцию против Сирии. Тогда так получилось, что Ватикан и Россия вместе сильно протестовали против военной кампании, а русские дипломаты уговорили Асада отдать химическое оружие под международный контроль. Фактически, благодаря этой дипломатической победе Путина католические миссии могут продолжать свою работу в Сирии.
Обойти украинский вопрос, конечно же, было нельзя, особенно учитывая большое количество католической паствы, живущей на западе страны. И это было возможной четвёртой причинойвстречи Путина и Папы. Украинские католики это не простые католики, а так называемые греко-католики или униаты, которые служат по восточному обряду, но подчиняются Папе. Понятно, что на западе Украины униаты ныне процветают, а униатские священники активно поддерживали Майдан и ожидали, что Папа поддержит их и осудит Россию за Крым и поддержку донбасских сепаратистов.
Только вот на Донбассе униаты составляют религиозное меньшинство и могут вовсе исчезнуть в зависимости от развития конфликта. Поэтому Папа призывает украинских греко-католических епископов не увлекаться политикой, а участвовать в примирении сторон. Для их же безопасности. Униаты уже прославились сотрудничеством с нацистами во время Великой отечественной войны. И снова на те же самые грабли?
Все эти четыре причины можно, по большому счёту, назвать лишь поводами, ибо ничего ж нового тут сказать нельзя. А вотпятая причина это Причина. Уже 50 лет идёт диалог между католиками и православными. Речь идёт о примирении между церквями. С момента распада СССР Папы последовательно выражали желание встретиться с московским Патриархом. Хочет этого и Франциск. Очевидно, что выбор первого в истории Папы неевропейского происхождения означает, что в Европе христианство находится в глубоком кризисе.
Единственная Церковь, которая за последние четверть века не только не утрачивала своих позиций, а активно их приобретала при поддержке государства это Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Получить такого мощного союзника дорогого стоит. А, кроме того, союз с РПЦ, если таковой состоится, или просто встреча Папы и Патриарха, однозначно укрепят позиции католицизма в самой России, и привлекут в Церковь новых верующих. А пока Франциск пытается позиционировать Католическую Церковь в качестве нейтрального посредника в разрешении разных конфликтов.
Но нужно помнить, что любые слова и дела первоиерарха любой церкви это всегда миссия и проповедь, целью которых является привлечение новых верующих и увеличение своего влияния в мире.